57-летний Паяп Плиентай — фермер из Кхлонг Сам Ва, бангкокского района, где люди все еще выращивают рис. Издание BK Asia City пообщалась с ним во время недавней засухи — самой суровой за последние 20 лет — и узнал, как фермеры выживают при недостатке воды.
Как ты переживаешь одну из самых серьезных засух?
Ситуация с засухой, начиная с 2012 года, с каждым годом становится все хуже и хуже. Я всегда слушаю рекомендации нашего правительства по поводу использования воды: если они говорят, что сажать не надо, я не сажу. Так я перестал выращивать рис в межсезонье в 2013 году и вместо этого посадил японские дыни, потому что они неплохо стоят. Я ничего о них не знал, и в первый год у меня осталось только 40 растений с 300. На следующий год я попробовал новый метод и смог вырастить 400 штук из 700 посаженных сначала. Сейчас я могу вырастить около 600 штук, и все они плодоносят.
Как соотносится цена дынь и риса?
Я продаю дыни по 15 бат за килограмм. Один занял обходится мне в 5-6 тысяч батов, а урожай с него продается примерно за 50 тысяч батов. В этом году я собрал урожай дважды. Получается, что это лучше, чем выращивать рис.
Если это лучше, почему ты не перестанешь сажать рис?
Я фермер. Это моя профессия. И мы все, включая меня, едим рис. Зачем я буду покупать чужой рис, если могу вырастить сам? Я с недоверием отношусь к черту от других фермеров. Если мой рис хранится всего 3 месяца после лущения, только подумайте, сколько химикатов содержится в мешках с рисом, которые так долго лежат на полках супермаркетов.
В чем секрет твоего успеха?
Учусь на собственном опыте и быстро адаптируюсь. До того, как стать фермером, я 16 лет проработал на фабрике. Меня назначили руководителем, потому что я быстро учился. Фабрика отправила меня в Японию на трехмесячную стажировку. Они разобрали станок, и моей задачей было снова собрать его за 3 месяца. Я сделал это за неделю. Я проводил много времени, гуляя по фермам. Фермеры научили меня, что если ты хочешь что-то сделать, просто иди и делай, а потом учись на своих результатах. В начале 90-х мне стало скучно работать на фабрике, поэтому я решил уволиться и стать фермером, как мои родители. Это была тяжелая работа, поэтому я и не стал заниматься этим с самого начала. Но сейчас есть много хорошего оборудования, которое помогает фермерам в работе.
Как ты пришел к фермерству?
Оно у меня в крови. Я выращиваю рис с тех пор, как научился ходить. Я потратил все свои сбережения на машины вроде тракторов, это стоило 200 тысяч батов. Я привык выращивать 3 урожая риса в год и продавать его частным мельницам. Но после того, как я подсчитал, я понял, что за год зарабатываю всего 50 тысяч батов. Учитывая стоимость удобрений и оборудования, я едва сводил концы с концами. Надо было менять методы и выращивать продукцию более высокого качества. Поэтому несколько лет назад мы с моими друзьями-фермерами скооперировались и начали продавать семена для выращивания риса. Сейчас я могу продать тонну за 20 тысяч батов, хотя рыночная стоимость составляет 7200-8000 батов за тонну.
20 лет прошло с того момента, когда ты ушел с фабрики. Ты доволен своим решением?
Я с гордостью могу сказать, что сделал верный выбор. Если бы я продолжал работать на фабрике, я мог бы получить 1 миллион батов при выходе на пенсию, но я не был бы счастлив там. Мои родители почти не видели меня, и я проводил все время, выпивая после работы. Сейчас я рискую быть укушенным змеей во время работы на рисовом поле, но я, безусловно, более счастлив, чем когда я был работником, и могу проводить больше времени с семьей.
Не странно ли это — быть фермером в городе?
Горожане могут считать, что я бедный, потому что у меня до сих пор есть долги, но я чувствую, что они беднее меня. У меня есть земля, а у них нет. Моя старшая дочь сказала, что хочет изучать сельское хозяйство, и я очень этому рад. Я ей сказал: «если ты хочешь быть фермером, тебе повезло гораздо больше, чем другим, потому что у тебя есть земля твоих родителей. Большинство студентов-агрономов могут об этом только мечтать.
Перевод Alex Taev специально для thaigovno.com