За стенами провинциальной тюрьме Пхукета содержатся более 2000 человек, хотя изначально она была рассчитана только на 800 заключенных. Около 350 из них — женщины, большинство отбывает срок за распространение наркотиков. Журналисты издания Пхукет Газет отправились в тюрьму, чтобы поговорить с Уан и Би, двумя женщинами, которые оказались за решеткой из-за наркотиков. Была ли продажа наркотиков для них единственным способом выбраться из нищеты?
Обычный день в Уан и Би начинается в 6 утра, иногда на час раньше, если приходится помогать в пекарне или посещать стажировки. Тюремная пекарня работает ежедневно и обеспечивает пищей всех заключенных; также ее продукцию могут приобрести в киоске посетители тюрьмы. Женщины-заключенные идут строгому распорядку дня. После подъема в течение часа они делают зарядку, принимают душ. Потом завтрак. Вся подается в тюрьме еда — вегетарианская.
28-летняя Уан замужем, у нее двое детей. Уан начала продавать наркотики, чтобы помочь прокормить семью своего мужа-механику, который работает за скромную плату в маленьком гараже.
— Я была домохозяйкой и ухаживала за двумя нашими детьми, 10 лет и новорожденный. Мы все пытались прожить на небольшую зарплату мужа. Мне хотелось больше денег, но у меня не было работы. Продажа наркотиков стала единственной возможностью зарабатывать и быть дома с детьми. В мир наркотиков меня привели друзья.
Через 4 месяца Уан арестовали с килограммом кристаллического метамфетамина (айса):
— С самого начала я знала, что однажды меня поймают.
На момент интервью Уан все еще ждала приговора по своему делу и не имела ни малейшего представления о том, насколько долгим окажется срок. Однако она уже смирилась со своей жизнью за решеткой.
— Я лишилась своего будущего. Единственное будущее, которое меня ждет — отбывать срок за наркотики. Я не могу быть со своими детьми и мужем. Он там один трудится, не покладая рук, чтобы заботиться о детях. Я жалею о том, что сделала. Если бы было возможно вернуть время назад, я бы ни за что не сделала это.
Больше всего Уан хотела бы увидеть своих родителей счастливыми:
— Я никогда не делала ничего, чтобы порадовать их. Никогда не покупала им ничего, никуда не водила. Я не была хорошей дочерью. Я не заботилась о них, и вот теперь я здесь. Я бы хотела отплатить им за все, что они для меня делали, но не уверена, будет ли у меня такая возможность. Если я выйду на свободу, я буду держаться подальше от наркотиков.
Уан, как и много других людей, связанные с наркотиками, из неблагополучной семьи. Но она не винит обстоятельства в том, что оказалась за решеткой. Она понимает, что сейчас расплачивается за те решения, которые сама приняла в прошлом.
— Мои родители разошлись много лет назад. С самого детства я была предоставлена сама себе. Каждый сам решает, что ему делать в таких обстоятельствах. Я хочу предупредить каждого: думайте дважды, прежде, чем начнете наркотиками. Кажется, что это очень простой способ быстро заработать много денег, но, пожалуйста, остановитесь и подумайте. Вы можете потерять всю свою жизнь из-за легкой наживы. Вы можете убежать и спрятаться на некоторое время, но в конечном счете вас все равно поймают.
Би 21 год, и она отбывает длительный срок за продажу наркотиков. Вся ее жизнь изменили 117 грамм кристаллического метамфетамина. Когда Би выйдет на свободу, ей будет хорошо за сорок.
— Я жила со своим отцом, и не хотела беспокоить его просьбами о деньгах. Я нашла свой способ зарабатывать себе на пропитание. Я выросла на Пхукете, закончила 6 классов. У меня татуировки, поэтому мне было сложно найти работу. Многие работодатели нос воротят от таких, как я, необразованных, — спокойно рассказывает Би.
Похоже, что она полностью смирилась со своим будущим:
— Я хотела бы продолжать обучение, но у меня не было возможности. У нас было мало денег, и мой отец не так уж сильно поддерживал меня. Я продавала наркотики на протяжении года, после чего меня поймали и приговорили к 25 годам тюрьмы.
В провинциальной тюрьме Пхукета содержатся только те заключенные, кто отбывает срок в 15 лет. Однако Би продолжает оставаться здесь в ожидании вердикта по другому делу о наркотиках. После ее переведут в центральную тюрьму Накхон Си Таммарата.
— Деньги — единственная причина, по которой я связалась с наркотиками. Как и многим другим, мне приходилось зарабатывать себе на жизнь. Без хорошего образования и поддержки семьи моей единственной возможностью стали наркотики. Мой отец умер вскоре после того, как я попала в тюрьму. Я больше его не видела. Мне трудно с этим смириться.
Как и Уан, Би надеется когда-нибудь увидеть свою семью:
— Первое, что я хочу сделать после увольнения — посетить мою младшую сестру, тетю. Они обе живут на Пхукете. Я надеюсь, что они все еще будут рядом.
Хотя Уан и Би попали в тюрьму за аналогичные преступления, и сейчас расплачиваются своей жизнью за те решения, которые они приняли, они по-разному оценивают свои перспективы. Уан клянется, что больше никогда и близко не подойдет к наркотикам. Би не столь категорична:
— Я не хочу иметь дела с наркотиками после увольнения, но я не могу сказать, какими будут обстоятельства.
Возможности для нуждающихся женщин
Пхукетский приют для семей с детьми До Серое — одна из местных организаций, которые оказывают поддержку женщинам в трудной ситуации. Директор приюта Сирумпон Комонсанао говорит, что у женщин, которые желают работать, есть много возможностей:
— Наш приют — один из многих других приютов, существующих в каждом ампхэ и поддерживаемых Департаментом социального развития и благополучия. В каждой общине есть человек, ответственный за оказание помощи женщинам, которые ищут работу.
Если женщине нужна помощь, она может позвонить 1300, приют работает круглосуточно 7 дней в неделю. Также можно обращаться в свой муниципалитет, где бесплатно предлагают стажировки по рабочим специальностям. Женщина может выбрать занятие по душе, муниципалитет подыщет наставников и обеспечит необходимым рабочим инвентарем.
Госпожа Сирумпон признает: несмотря на все их усилия, многие женщины все еще отчаянно нуждаются в помощи и не знают о том, что есть люди, готовые оказать им поддержку.
— Наша задача — помочь женщинам стать на ноги, чтобы они могли заботиться о себе и своей семье. Однако их задача — работать и не пытаться свернуть на кривую дорожку, продавая наркотики.
Выбор женщины
— Многие женщины, живущие на Пхукете, приехали из других провинций. Я считаю, что они связываются с торговлей наркотиками, потому что здесь дорогая жизнь, — считает директор приюта.
Среди таких женщин много матерей-одиночек, отчаявшихся найти средства на еду для своих детей. Естественно, каждая мать делает, что может, соглашается госпожа Сирумпон. Продажа наркотиков кажется простым и быстрым способом свести концы с концами, но этот выбор делает каждый сам. У женщин есть и другие возможности для достойного существования. Нужно только решить, принимать на себя риск возможных последствий от зарабатывания на жизнь нечестным путем.
Суттичай Тианпо из полиции Патонга не сочувствует наркодилерам:
— Подумайте о всех тех людей, которые работают здесь, работают день напролет за небольшую зарплату. Они не начинают продавать наркотики, а просто продолжают жить дальше, несмотря на то, что им трудно. Конечно, найти простой и быстрый способ заработать денег хотят все, но не каждый выбирает наркоторговлю. Все, кто решает пойти по простому пути, в конечном итоге оказываются в тюрьме.
Свежевыкрашенные стены в пхукетской тюрьме делают ее более опрятной — настолько, насколько может быть опрятной тюрьма. Здесь чисто, и заключенные живут своей повседневной жизнью. Надзирательница Супарат Тантипонгвиват говорит, что руководство делает все, чтобы позаботиться о заключенных, однако тюрьма остается тюрьмой и означает определенное ограничение свободы.
— Это место для людей, которые нарушили закон. Никто не хочет здесь оказаться. Способ один — просто не нарушайте закон.
Перевод thaigovno.com