Я вышел из дома в понедельник утром свежий как огурчик. К тому времени, когда я добрался до конца улицы, меня чуть не сбила стая мотобайкеров, ведь я даже не сошел с тротуара. Знакомая история?
Это обычное дело для всех, кто бывал и уж тем более жил в Бангкоке. Мотосаи на тротуарах поправу заслужили свое высокое место в рейтинге вещей, которые больше всего раздражают жителей прекрасного города. Да что там говорить: иногда вы можете встретить там целый автомобиль, водитель которого вздумал, что пешеходка — это целая дополнительная полоса.
Почему же езда по тротуарам так широко распространена здесь?
Безусловно, водить мотобайк по тротуару незаконно. В законе о наземном транспорте 1979 года установлены штрафы за такое нарушение в размере от 400 до 1000 батов. Но, как и многие другие законы в Таиланде, этот применяется крайне редко и непоследовательно.
В первые месяцы после военного переворота 2014 года много говорилось о полицейских облавах на нарушителей и кампании по возвращению безопасного дорожного движения пешеходам. Их результаты были заметны в определенных районах города, по крайней мере пока длилась кампания, что, к сожалению, длилось не очень долго.
Каждый божий день я проклинаю мотобайки, которые догоняют меня на пешеходке, и постепенно пришел к тому, что стал их умышленно игнорировать, когда слышу шум сзади или вижу боковым зрением. Я жду того дня, когда один из них решит проехаться по мне, если я не уступлю дорогу. Хотя, конечно же, я надеюсь, что день, когда меня собьет мотосай на тротуаре, никогда не наступит.
Мототаксисты — одни из главных сторонников этой практики, хотя и далеко не единственные. Поэтому я чувствую себя лицемером, когда встаю на мототакси, которое вклинивается на тротуар или едет по встречке, пытаясь одолеть суровый бангкокский трафик.
Естественно, это не мой выбор, поэтому, возможно, мне не стоит воспринимать это близко к сердцу. Но если учесть, что я часто куда-то спешу, я не могу не радоваться, когда оказываюсь в пункте назначения немного быстрее и без стояния в пробке. По крайней мере, я начал понимать, что творится в головах мотосаев, и почему они оказываются на тротуарах.
Все начинается с кошмарного трафика и дорог, которые просто не приспособлены для нормальной езды. Я не вожу — ни здесь, ни где бы то ни было, но даже я могу сказать, что на бангкокских широченных улицах разворот становится трудной задачей. На главных дорогах в других странах обычно оставляют местечко между полосами.
В Бангкоке даже большие дороги вроде Сукхумвита просто не предназначены для разворота. Поэтому вам нужно очень долго ехать и перескакивать из ряда в ряд, чтобы добраться до перекрестка, где вы сможете безопасно и легально вернуть обратно в том направлении, откуда приехали.
Что же делают ловкие водители на ловких мотобайк? Это очевидно: они заезжают на тротуар и едут, куда им надо, зная, что ничего за это не будет.
Это объянение, однако, не оправдывает тех мотосаев, которых я ненавижу больше всего, и которые умудряются кататься по тротуарам не против движения, а в том же направлении, что и трафик на главной дороге. Иногда они также решают потолкаться напротив входа в дом или магазин или припарковаться прямо на тротуаре (и перегородить его) и, похоже, искренне считают его всего лишь еще одной полосой дороги.
В чем же решение этой глобальной проблемы? Понятно, что городская дорожная сеть не изменится за одну ночь. Дополнительные несколько точек разворота — вот возможный ответ. Есть и радикальный подход: сделать отдельную полосу только для мотобайков в краю главной дороги, между общей проезжей частью и тротуаром с возможностью движения в обратную сторону. Это позволит мотосаям развернуться и не залезать на тротуар, создавая опасность для пешеходов.
Некоторые скажут, что закон — это закон, и водителям следует подождать следующего разворота или пересмотреть маршрут. Лучший аргумент в пользу этой позиции: представьте, как было бы водителям, если бы пешеходы начали прогуливаться по середине дороги, потому что на тротуаре слишком людно. Это честно: у машин нет других вариантов, кроме как ждать следующего разворота, так почему же мотобайкерами нужно особое обращение?
Не поймите меня неправильно, я вовсе не оправдываю поведение мотосаев. Но если взглянуть на кратковременные сдвиги и поискать решение в самом сердце проблемы, мы приблизимся к решению вопроса. Ну и, наверно, полиции все-таки стоит применять закон о наземном транспорте не только раз в несколько лет ради красивых фотографий облавы. Возможно, только хорошая доза выполняемых законов напомнит мотосаям о том, что тротуары принадлежат пешеходам, а езда по ним влечет за собой определенные последствия.
Заметка Криса Уоттона для what’s On Sukhumwit, перевод thaigovno.com